Волгоградский Государственный Технический Университет

400131, Россия, г. Волгоград, просп. Ленина, 28, ВолгГТУ

Тел./факс: +7 (8442) 23-00-76.

rector@vstu.ru

О необходимости модернизации российской системы высшего образования

Реформирование и модернизация высшего образования в соответствии с Болонским процессом – важная проблема в системе образования Российской Федерации. Фактически в настоящее время в соответствии с ныне действующим законодательством, а именно, Федеральным Законом № 232 от 24 октября 2007, учреждения высшего образования Российской Федерации осуществляют переход на двухуровневую (бакалавр-магистр) образовательную систему обучения с 1 сентября 2010 г. Направления подготовки и специализации бакалавров и магистров уже определены, подготовлены государственные стандарты для создания образовательных программ.

Новые стандарты и учебные планы предполагают, что существенная часть учебного плана и образовательных материалов будет разработана университетами. Эти разработки будут необходимы для того, чтобы привлечь внимание к опыту университетов, научных школ и потребностям бизнеса в регионах. Таким образом, в ближайшие годы университеты России встретятся с важной задачей реформирования большого количества образовательных программ.

Развитие новых образовательных программ будет основано на достижениях мировой науки и техники. Эта работа не будет успешной для Российской системы высшего образования без многостороннего сотрудничества с коллегами из Евросоюза. Целью данного сотрудничества будет создание единой европейской сети высшего образования в России в порядке повышения качества образования, создания рабочих мест и перспектив роста для выпускников университета.

Необходимо уделить внимание исследованиям в рамках высшего образования в области экологии и окружающей среды в Российской федерации в целом и Волго-Каспийском регионе в частности.

Одно из наиболее важных направлений в реформе высшего образования – подготовка экологов. Проблемы загрязнения окружающей среды, а также переработки отходов могут быть решены только путем интеграции усилий всех индустриальных держав.

Растет признание исследований российских компаний и организаций в области экологического менеджмента и в то же время существует понимание, что усовершенствование производства не может быть достигнуто без обученных должным образом профессионалов-экологов.

Экологическое образование в России претерпевает те же метаморфозы, что и экологическая наука, которая понемногу превращается из скромного раздела биологии в мега-науку, требующую мультидисциплинарного подхода. Главной целью современного экологического образования в высшей школе является подготовка студентов, способных формулировать проблемы окружающей среды и находить пути их решения. Для достижения этой цели необходимо следовать от простой передачи знаний и практического опыта к обучению стратегии существования и действия в быстро изменяющихся условиях окружающей среды. Чтобы решить эту задачу, предполагается ввести несколько необычных тем в процесс обучения, усиливая междисциплинарные знания, учиться ставить и решать комплексные экологические и социальные проблемы.

Новая программа подготовки бакалавров под названием "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" отвечает этим требованиям. Она создана в соответствии с учебным направлением "Охрана энергии и ресурсов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии".

Поле профессиональной деятельности бакалавров данного направления включает создание, внедрение и процесс охраны энергии и ресурсов, экологически безопасных технологий в химическом, нефтехимическом и биотехнологическом производстве, развитие методов обращения с промышленными и бытовыми отходами и вторичными сырьевыми ресурсами. Программа подготовки бакалавров по данному направлению будет внедрена в образовательных процесс многих российских технических университетов. С другой стороны, подготовка специалистов высшего уровня – магистров в настоящее время находится на начальной стадии разработки.

Что касается магистерских программ, в соответствии с российскими государственными стандартами они будут сформированы с учетом требований конкретного региона, принимая во внимание производственные потребности в данном направлении. Это значит, что высшая школа получает большую свободу в разработке образовательных программ, только 30% времени зарезервировано на изучение обязательных общенаучных и профессиональных дисциплин. В наши дни магистерские программы по направлению "Охрана энергии и ресурсов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии" еще не разработаны.