Volgograd State Technical University

400131, Russia, Volgograd, Lenin avenue 28, VSTU

Tel/Fax: +7 (8442) 23-00-76.

rector@vstu.ru

Project Description

European inter-university project TEMPUS 159305-2009 "Advanced M.Sc. Program in Ecology for the Volga-Caspian basin"

This 3-year long project was started in January 2010, and is scheduled to be completed in December 2012

This project fits into the strategic goals of Russian universities which all include the following same aspects: to provide professional knowledge and skills based on theoretical principles, priorities of the local, national and global environment development; support for research in areas of importance for the region, country and world-wide; the renewal and dissemination of active teaching and learning methods; integration of this university into the world community through conducting joint educational and research projects.

About Tempus Program

Tempus is the program which financed by the European Union. It directed on support of processes of higher education modernisation in the countries-partners from the Eastern Europe, the Central Asia, the Western Balkans and the Mediterranean, mainly, through projects of interuniversity cooperation. The program promotes voluntary integration of higher education systems of the countries-partners into the all-European processes, such as «Bologna process» and it assists to acceptance of «Lisbon strategy». Except cooperation strengthening at level of educational institutions, Tempus promotes an establishment and development of interpersonal contacts.

Necessity of modernizing the Russian Higher Education System

Reforming and modernization of higher education in agreement with Bologna Process is an important problem of educational system of Russian Federation. The actual situation is that according to the contemporary legislation, federal law № 232 from October 24, 2007 higher educational institutions of Russian Federation have to introduce the two-level Bachelor-Master educational system of training since September 1, 2010. Directions of preparation and specialization of bachelors and masters have been determined, state standards for development of educational programs.

The important problems of ecology and the ecological conditions of Volga-Caspian basin

The important problem of ecology is environment pollution control and removal of waste. Society throughout the world has to face these challenges. But in Russia the problem of wastes is critical. There is no system approach to the waste treatment, technologies of waste water treatment and flue gas cleaning are insufficiently developed, and technologies of remediation of polluted soils and water objects are no used.

Solving the problems of Volga-Caspian basin with a new Tempus project on "Advanced M.Sc. Program in Ecology for Volgo-Caspian Basin"

The preparation of the project proposal began after the meeting of representatives of four Russian universities (Samara, Saratov, Volgograd, Astrakhan,) organized by Volgograd STU on 25 February 2009. All participants support the idea to apply with such proposal and ask Stuttgart university to coordinate the consortium. All partners are well known to each other for more than ten years taking part in several joint federal and international projects including such Tempus-Tacis JEPs as 25020-2004, 23094-2002 and 10356-1997.

What will be done

An interdisciplinary Master educational program in environmental and process engineering must be developed. This program should cover the problems of air quality, solid waste and waste water control and treatment technologies in a multidisciplinary approach. I.e. that such a program may provide students with multidisciplinary education between management, ecological and engineering issues necessary to work in the industry of waste management.

Who will be the main stakeholders and project participants

The Technical Universities of the main industrial cities of Volga-Caspian reagion (Samara, Saratov, Volgograd, Astrakhan, Kazan) have everything necessary for successful development of the Master program and its introduction in educational process. All above-named universities are large educational and scientific centers. They have the material base for carrying out of all kinds of studies (lectures, practical and laboratory), research work of trainees. There are computer classes with access to the Internet, the necessary complete set of the license software, free-of-charge access to electronic libraries.

The site content is in the sphere of responsibility of the consortium of project members; it does not reflect the viewpoint of European Union.

Волгоградский Государственный Технический Университет

400131, Россия, г. Волгоград, просп. Ленина, 28, ВолгГТУ

Тел./факс: +7 (8442) 23-00-76.

rector@vstu.ru

О проекте

Межуниверситетский Европейский проект ТЕМПУС 159305-2009 "Современные магистерские программы по экологии для Волго-Каспийского бассейна"

Проект, рассчитанный на 3 года, стартовал в январе 2010 г., его завершение запланировано на декабрь 2012 г.

Данный проект соответствует целям и задачам российских университетов, призывающим обеспечивать профессиональные знания и опыт, основанные на теоретических принципах, приоритетах местного, локального и глобального развития окружающей среды; поддерживать исследования в областях, значимых для региона, страны и мирового пространства; обновлять и распространять активные методы обучения; проводить интеграцию университета в мировое сообщество посредством проведения совместных образовательных и исследовательских проектов.

О программе Темпус

Tempus – программа, финансируемая Европейским Союзом, и направленная на поддержку процессов модернизации высшего образования в странах-партнерах из Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья, главным образом, через проекты межвузовского сотрудничества. Программа содействует добровольной интеграции систем высшего образования стран-партнеров в общеевропейские процессы (такие как «Болонский процесс») и принятию «Лиссабонской стратегии». Кроме укрепления сотрудничества на уровне учебных заведений, Tempus способствует установлению и развитию межличностных контактов.

О необходимости модернизации российской системы высшего образования

Реформирование и модернизация высшего образования в соответствии с Болонским процессом – важная проблема в системе образования Российской Федерации. Фактически в настоящее время в соответствии с ныне действующим законодательством, а именно, Федеральным Законом № 232 от 24 октября 2007, учреждения высшего образования Российской Федерации осуществляют переход на двухуровневую (бакалавр-магистр) образовательную систему обучения с 1 сентября 2010 г. Направления подготовки и специализации бакалавров и магистров уже определены, подготовлены государственные стандарты для создания образовательных программ.

Важнейшие экологические проблемы и экологическое состояние Волго-Каспийского бассейна

Важная проблема экологии во всем мире – контроль загрязнения окружающей среды и переработка отходов. В России проблема отходов стала критической. Недостаточно развита система обработки твердых отходов, технология очистки сточных вод и газовых выбросов, технологии очистки и ремедиации загрязненных почв и водных объектов практически не используются.

Решение экологических проблем Волго-каспийского бассейна в рамках нового проекта Темпус "Продвинутые магистерские программы по экологии для Волго-Каспийского бассейна"

Подготовка плана проекта началась после встречи представителей четырех российских университетов (Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань), организованной Волгоградским ГТУ 25 февраля 2009 г. Все участники поддержали идею выступить с подобным предложением и просить Штуттгардский университет выступить в качестве координатора консорциума. Все партнеры хорошо знакомы друг с другом в результате более чем десятилетнего участия во многих совместных федеральных и международных проектах, включая Tempus-Tacis JEPs 25020-2004, 23094-2002 и 10356-1997

Что будет сделано

Должна быть разработана междисциплинарная программа подготовки магистров в области защиты окружающей среды и технологии производства. Эта программа решит проблему качества воздуха, контроля твердых отходов и сточных вод, а также их технологической обработки путем мультидисциплинарного подхода. Эта программа даст студентам мультидисциплинарное образование, включающее менеджмент, экологические и технологические исследования, необходимые для работы в сфере управления ликвидацией отходов, отведением и очисткой сточных вод.

Организаторы и участники проекта

Технические университеты главных индустриальных городов Волго-Каспийского региона (Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань и Казань) имеют все необходимое для успешного развития магистерской программы и ее внедрения в учебный процесс. Все вышеперечисленные университеты являются крупными научными и образовательными центрами. У них имеется материальная база для проведения всех видов занятий (лекции, практические и лабораторные занятия), исследовательских практик и стажировок. Имеются компьютерные классы с выходом в Интернет, необходимое лицензионное программное обеспечение, свободный доступ в электронные библиотеки.

Содержание данного сайта является предметом ответственности консорциума участников проекта и не отражает точку зрения Европейского Союза.